Как приучить ребенка к домашнему труду. Уборка комнаты…
Родителям в этот период следует придерживаться спокойной разговорно-убедительной тактики и ни в коем случае не ругать ребенка. Акцент можно поставить на том, что обязанности любого человека растут по мере его взросления, что помогать родителям — это почетно и благородно.
Безусловно, перечень домашних дел, которые можно поручить ребенку, должен быть ему по силам, не отнимать много времени и учитывать его склонности. Например, любящему домашнего питомца чаду имеет смысл поручить следить за чистотой лотка и за тем, чтобы в миске всегда была свежая питьевая вода. Домашние обязанности стоит время от времени менять, чтобы не возникало ощущения монотонности. Поход за хлебом, вынос мусора, полив цветов не займут у ребенка много времени и не отнимут много сил, зато позволят научиться ответственности и дисциплинированности.
Подростковый этап взросления (от 10 до 14 лет) сложен сам по себе, а с точки зрения трудового воспитания вдвойне. Психологи выяснили, что подростки не испытывают потребности в поддержании порядка из-за возрастной недостаточности мозговых функций, отвечающих за организованность и сосредоточенность.
Чтобы решить эту проблему, родителям стоит сыграть на особенностях подростковой психологии. Следует подвести ребенка к тому, что та или иная обязанность повышает его авторитет в глазах сверстников. Примером может послужить выгул и уход за питомцем, особенно экзотической или крупной породы, или самостоятельная оплата коммунальных счетов.
Стимулировать подростка к сохранению порядка в своей комнате можно попробовать, упирая на высокую вероятность того, что в противном случае родители в процессе уборки наткнутся на нечто важное для ребенка, на то, что он бы хотел сохранить в секрете. Кроме того, если четко и уравновешенно формулировать задания (“мусора на полу быть не должно”), не отвлекаясь на эмоциональную составляющую, то подростку будет проще понять, что от него хотят родители.
Тем не менее, следует не переусердствовать и позволить тинэйджеру иметь определенную долю беспорядка в своей комнате ради сохранения его психологического комфорта, хрупкого в силу возрастных особенностей. По той же причине есть смысл в предложении время от времени выполнять часть его обязанностей вместе (так он не будет ощущать себя в одиночестве).
Нельзя забывать, что одна из главных составляющих успеха в трудовом воспитании заключается в последовательности намерений. То есть процесс приучения ребенка к труду должен быть постоянным и непрерывным на протяжении всего периода его взросления.