Чем личность отличается от индивида?
Довольно часто в повседневном языке принято использовать понятие личности относительно человека, который или владеет какими-то талантами, выдающимися свойствами, или показал себя в сфере своей деятельности так ярко, что тогда говорят: «Вот это человек!
Вот это личность», «Какая сильная личность», «Узнаваемая личность». Звучит так, словно бы не каждый человек может стать личностью. Но так ли это? Пятилетний мальчик, который посещает детсад – уже личность? А повар, который уже десять лет варит в школьной столовой обеды ребятам – личность? Для развенчивания аналогичных заблуждений стоит разъяснить последующую цепочку понятий.
От человека к индивидуальности
Психология – наука, в определённом смысле, правильная. И в ней также есть свои законы, правила и структуры. Быть может, многие вопросы так и остаются спорными, но понятие личности имеет своё место и определение. Она не имеет возможности идти полностью раздельно от таких понятий, как: человек, индивид, личность, индивидуальность. Она находится посередине между биологическим и социальным.
Вот, рождается человек, как вид млекопитающих homo sapiens, человек прямоходящий, владеющий высшей психической функцией – сознанием. Во всех здоровых людей однообразное строение тела, одинаково работают системы организма, одинаково задана программа развития. Человек рождается индивидом с его биологическими и генетическими изюминками (отличающейся наружностью, параметрами роста, телосложения, изюминками развития мозговых функций и нервной системы). Индивид делается личностью. Тут ключевое слово становление. Это не означает, что младенец всего лишь индивид. Его личность лишь формируется, и будет развиваться в течении всей предстоящей жизни. Это будет процесс становления личности.
А наивысшая ступень её становления – это стать индивидуальностью (уникальность в отдельных свойствах, что делают её неповторимой, быть может, единичной). К примеру, свойство в один момент читать стихи и решать математические примеры делают личность индивидуальностью. Личность – социальный индивид
Индивид – субъект людской рода, биологическая составляющая личности. Это значит, что любой человек – индивид. Все остальные животные организмы нашего мира – особи. Любой здоровый людская индивид, имея руки – будет овладевать трудом, писать, заниматься творчеством. Имея ноги – ходить, бегать, заниматься, спортом, танцевать. Владея языком, любой индивид обучится сказать, и петь. В индивиде – вся биологическая сущность, которая через влияние социума и историческую обстановку, трансформируется и имеет влияние на личность.
А личность – это включённый в социальное сотрудничество, общение, деятельность, индивид. Существует несколько дюжина определений личности наших отечественных и западных психологов (С. Рубинштейна, В. Мясищева, А. Леонтьева, А. Маслоу, К. Роджерса, З. Фрейда, Фромма и др.). И все они по своей сути верны и не противоречат друг другу, стоит лишь полистать любой учебник по психологии и теориям личности.
Базу личности составляют: Я-концепция (я-образ) и самооценка, жизненные ценностные ориентации, сфера мотивации, социальные отношения и установки. Это, своего рода, ядро, которое определяет саму структуру личности (темперамент, темперамент, способности, эмоционально-волевая сфера). Личность кроме этого есть носителем всех психических функций и производителем особенной социальной активности – деятельности и творчества.
Единство биологического и социального в личности
Для наглядности: влияние биологической составляющей на социальное сотрудничество личности. Как мы знаем, что леворукость – это личностная изюминка человека, обусловленная таким нейрофизиологическим причиной (по сути, биологическим, никак не социальным), как доминирование правого полушария. И без того же как мы знаем, что левши имеют свои психические изюминки восприятия, воспроизведения знаков и пространственной ориентации. Вследствие этого социальная адаптация усложняется, поскольку все устройства и предметы бытового пользования вычислены на правшей. Это социальная сторона данного вопроса.
Все индивидные особенности, так или иначе, воздействуют и определяют формирование личности. А интенсивность и актуальность проявления биологического зависит от влияния социальной обстановке. Соотношение биологического и социального в личности определяет её структуру, наиболее детальную внес предложение К. Платонов:
- Биологический уровень, то, с чем человек рождается (изюминке нервной системы, пол, конституция тела).
- Психический уровень восприятия и отражения мира (при помощи восприятия, внимания, мышления, памяти, речи).
- Социальный уровень полученного опыта (знания, умения, навыки, привычки).
- Уровень направленности личности (мировоззрение, убеждение, самооценка, мотивация, ценностные ориентации, темперамент).
По каким законам начинается личность: биологическим или социальным? Существует вывод о спонтанном развитии личности, где соотношение этих двух категорий не учитывается, поскольку личность начинается из всего, что в неё закладывается природой или социальной обстановкой. Приверженцы биологического принципа развития личности сводят развитие всего психического к законам биологии, кроме того к тем, каковые раскрывались, изучая животных.
Существует популярный биогенетической закон рекапитуляции, где развитие конкретного индивида в общем повторяет эволюционное развитие людской вида. А социальные правила развития личности делают упор на главном влиянии различных социальных университетов (от семьи и воспитания до влияния образовательных учреждений).
Среди всего разнообразия подходов, принципиально важно понимать, что человек рождается, как индивид (биологический вид) и, как социальное существо – он ещё не сформирован и не развит. Ясно, что влияние общества и исторической ситуации, в которой он появился, неизменно будет на него воздействовать и создавать личность уже с учётом этих влияний. Но биологическое развитие индивида на всех возрастных этапах будет фундаментом психического развития.